Китаево

RSS
Пожалуй, есть только три наиболее вероятных версии происхождения, казалось бы, странного для данных мест названия деревни. По первой название происходит от имени человека основателя деревни – Китай. Тюркское имя Китай было весьма популярным среди русских в средние века, когда никто о Китайском государстве на Руси еще не слышал. Даже владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский помимо церковного имени Андрей, носил мирское имя Китай. Ко второй версии отсылает одно из толкований слова «кита» в словаре В.И.Даля. Согласно этому толкованию «кита» - стебель, трава повойного и долгоствольного растения. Китное растение - растущее китинами, плетьми, длинными, цепкими стволами. Например, кита хмелю, гороховая китана. В данной местности по берегам рек и ручьев по стволам деревьев вьется множество хмеля. Еще возможно предположить аналогию происхождения названия деревни с названиями укрепрайонов «Китай-город» в древнерусских городах. Там оно происходит от слова «кита» как связки сплетенных жердей, используемых при строительстве земляных укреплений. Кстати, еще и пятьдесят лет назад в местных деревнях огороды, палисады обносились оградой из двухметровых плотно подогнанных друг к другу тонких жердей, заплетенных вертикально между тремя горизонтальными толстыми жердями, приколоченными к столбам. Это была надежная защита грядок от домашнего скота и домашней птицы.
Деревня Китаева обозначена на планах межевания 1792 и 1855 годов как деревня владельческая при р.Лунке. В середине XIX-го века по планам межевания в деревне 13 дворов, но по спискам населенных мест Ярославской губернии 1859 года – домов всего 6, число жителей мужского пола 27, женского – 49, что в расчете на одно крестьянское хозяйство конечно многовато. Православные жители числились за Сотским приходом при церкви Иоанна Предтеча в сельце Предтечевском. Престольный праздник деревни – Ильин день (2 августа по новому стилю).
Деревня стояла на два посада дворов, один из которых был развернут к другому под прямым углом в сторону д.Антоновой. От конца этого посада шли прямые проселки в д.Антонову, д.Шилову, д.Кольцову и д.Постылову. Другой посад деревенской улицы стал заканчиваться проселками к д.Ристовой и к мельнице на реке только со второй половины XIX-века. Проселка в сторону брода на р.Лунке в направлении приходской церкви, видимо, в те времена не было в силу того, что земли за рекой принадлежали другому владельцу, и именно он определял, где можно ездить на гужевом транспорте, а где нет. Пешая же тропа к приходской церкви несомненно шла через этот брод. Интересно, что и прямой дороги до д.Ерденевой в середине XIX-го века не существовало из-за глубокого оврага Ерденевского ручья, но в конце века XVIII-го эта дорога обозначена и по карте проходит почти у самого берега излучины р.Лунка. Остается предположить, что овраг большой глубины промыт ручьем в более поздние времена. Интересны местные топонимы. Крутой съезд к реке назывался Бакалда. Непроезжее место верхнего течения Ерденевского ручья имело название Заполка.
Общая площадь пахотных земель вокруг деревни составляла десятин 130. Часть наволока у реки (с десятину), заливаемая разливами реки, была выделена под длинные гряды капусты. Разливы случались и летом, иногда после сильных дождей гряды скрывались под водой, но капуста вырастала. Место у реки с аналогичным названием "капустники" было и у жителей соседней деревни Ристово.
Судя по планам межевания 1792 и 1859 годов, участок единого земельного владения включал в себя помимо д.Китаевой еще не менее 10 деревень в сторону за д.Антоновой общей площадью 800-1000 десятин сельхозугодий. Во владение входило еще около 40 десятин леса (позднее сведенного и распаханного, потом снова выросшего) на северо-запад от д.Китаевой за р.Лункой – место, звавшееся Селенское. Еще и сейчас в лесу на Селенском со стороны реки у Шиловского переезда можно обнаружить большие ямы, здесь гнали деготь, необходимейший в крестьянском натуральном хозяйстве продукт. С китаевской же стороны леса даже по берегам реки в те поры не было – все было распахано или выкашивалось. Ближайший лесной массив с юга от деревни отстоял почти на версту. Ввиду открытости пространств из деревни были видны избы ближних деревень Антоновой, Шиловой, Ристовой, Ерденевой, Завражья, с.Емельяновского и даже д.Тяпиной и д.Митиной Любимского уезда.
О владельце земель, имевшего усадьбу в д.Распутьево, через несколько поколений сохранилась хорошая, хотя и смутная память, как о добром помещике. Судя по спискам выкупных земельных дел, скорее всего, это был Полозов Н.Д.

У деревни на р.Лунке работала водяная мельница. В разные времена, считая с XVIII-го века, мельниц было три. Первоначальная стояла под д.Шиловой, следующая под д.Ристовой, последняя «Шиловка» – между прежними двумя. Признаки омутов, даже жернова на дне речки Лунки сохранились до сих пор.
В деревне было множество вспомогательных хозяйственных построек - амбаров, завозен, отдельно стоящих скотных дворов, две риги. Посреди деревни был вырыт пруд и еще один поменьше в саду у самого большого дома.
Окружающая местность отличалась множеством мелких речек и ручьев, не пересыхавших даже в отсутствии дождей. Берега их местами сочились водой, встречались родники, жители пытались их сохранять. Колодезная вода не всегда была хороша. Часто она отличалась повышенной жесткостью, что вынуждало жителей, например, для мытья головы, кипячения самоваров пользоваться водой речной, либо с какого отдельного родника. Был такой родник и у д.Китаево. Полоскали белье только на реке, даже зимой в проруби, хотя до берега от домов было довольно далеко. Колодцев в деревне в разное время имелось до десяти.
Речной рыбы водилось во множестве: плотва, щука, окунь, лещ, язь, голавль, жерех (головень), линь, раки - в изобилии. Но крестьянская работа отнимала все светлое время суток, в страдную пору заниматься ловлей рыбы, собиранием грибов и ягод было некогда, даже дети этим пробавлялись только изредка. Хотя в хозяйственном укладе обычай заготовки рыбы (в основном засолки) существовал. Использование каких-либо покупных снастей (удочек, сетей) было большой редкостью. Весной и осенью речку перегораживали заколотками (забивали в дно колья) и ставили верши. Второй способ - битиё рыбы острогой с коротней. Коротни - два сбитых вместе выдолбленных бревна осины длиной метра три, легко управляемы шестом и легко перетаскиваемые без повреждений через перекаты и на берег. Использовались они и для переправ в разливы, в холодную воду. Летом дети, иногда и взрослые в обеденный зной ловили рыбу проще – руками из под камней, из под береговых коряг.
Как ни покажется странным, отдельных бревенчатых бань и в ближней и дальней округе практически не было. Их, видимо, не строили по давней исторической традиции сложившегося крестьянского уклада жизни. Жители парились и мылись в больших русских печках. С современной точки зрения удобство сомнительное, но, сколько жизней было спасено от жестоких простуд, переохлаждений, разных воспалительных процессов - русская печь всегда была наготове, натоплена.
Говорили, что в начале XX-го века в деревне Китаево было до 16 крестьянских дворов.
Жизнь деревни после октября 1917–го во многом покрыта мраком, хотя китаевские мужики и на 1-й мировой воевали, и в Гражданской участвовали, и колхозы организовывали, и борьбой с Богом занимались.
Не обошли стороной жителей д.Китаево расправы 30-х годов. Исчез мельник, живший на хуторе у своей мельницы. Мельница разрушилась во время паводка, обвинили в этом двух колхозников, якобы напившимися пьяными и проспавшими паводок. Поднятие воды, вскрытие реки это не одномоментное событие и не природный катаклизм – такое случалось каждый год даже, бывало, не по одному разу. Плохо верится в такую версию. К тому же в итоге разрушились постепенно все мельницы в округе, да и по всей стране тоже. Получается, везде, по всем мельницам пьяные колхозники валялись?
Судя по расстрельным спискам Бутовского полигона председатель правления и зав.производством колхоза «Ильич» Батраков Василий Семенович, проживавший в д.Китаево, был арестован 20 января 1938 г., по обвинению в контрреволюционной пропаганде приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. 26 января 1938 г., расстрелян 31 января 1938 г., место захоронения – Бутово (быстро, однако). Реабилитирован в феврале 1990 г. Еще несколько мужиков оказались на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Кто успел на войну попасть, кто до середины 50-х в лагерях мыкался. С войны тоже не все вернулись.
Январь 2014.

Бытовой уклад крестьянской жизни деревни к середине XX-го века во многом сохранялся таким, каким он был и в начале века. Да и природа вокруг еще не была покорена, машины, асфальт и «высокие» лесосечные технологии еще не дошли до этих мест.
Жизнь послевоенной колхозной семьи (5-8 человек) держалась на корове-кормилице с одним, или двумя телятами разных отелов, 5-10 овцах-ягнятах, десятках двух куриц, иногда гусей, уток. Свиней не держали - выкормить было нечем. Кормил и людей и скотину огород соток на 15-20. Зимой нанимались на лесозаготовки, кто-то летом немного подрабатывал заготовкой ивового корья. Зажиточных не было. Даже и собак не держали – незачем. Воровать нечего, да и некому, все в округе свои, прошедший чужак был событием. Двери домов почти никогда не закрывались.
Дети ходили в школу сначала начальную (1-4 классы), располагавшуюся в бывшем помещичьем доме сельца Емельяновское в двух километрах за рекой. В старшие классы ходили в школу д.Киндерево за восемь километров. Устраивались на постой в самой д.Киндерево или в деревнях рядом с ней.
К 60-м годам XX-го века в д.Китаево осталось только 4 жилых дома и колхозная ферма на 20 голов крупного рогатого скота, но было проведено электричество, появился даже первый телевизор КВН, вырыт новый пруд, расчищены от зарастания и камней окружающие поля, у фермы сооружена круглая силосная яма из бетонных блоков с гидроизоляцией. Тем не менее, площади сельхозугодий вокруг деревни значительно сократились по сравнению с веком XIX-ым. В разные годы они засевались разными культурами: рожью, пшеницей, овсом, ячменем, горохом, клевером, тимофеевкой, кукурузой, подсолнухом, иногда сажался картофель. В 50-х годах в местном колхозе было всего два колесных трактора типа СХТЗ-15/30 с железными шипами на ободах колес и ни одного автомобиля, впрочем, и дорог для автомобилей не было. Для перевозки сена, дров, дальних поездок и прочего использовались лошади с телегами, санями. Лошади выдавались (наряжались) с колхозной конюшни в соседней деревне Ерденево.
В 70-х годах домов осталось только 3, а к 80-м постоянных жителей не осталось вовсе, дома колхозников перешли в статус дачных. Зато рядом с деревней проложили дорогу до центральной усадьбы совхоза в с.Покров. Правда проехать по ней на простом автомобиле было все еще проблематично, возможным это стало только в 90-х годах, когда асфальт от д.Гасниково уложили до д.Антоново.
Фамилии родов, живших в деревне Китаево: Хорошевы, Батраковы 1-е, Батраковы 2-е, Зюзины, Романовы, Ивановы, Смирновы, Сироткины, Скороходовы.
Сейчас в деревне полтора дачных дома. Один дом постройки 1933 года и стоит половина того дома, который построен еще в 1848 г. Дом этот, видимо, был не простого крестьянского заведения, поскольку изначально двухэтажный, на каменном фундаменте, с обитыми углами, с мансардным помещением и балкончиком с балясинами под коньком крыши. Внутренние помещения были просторными, с высокими потолками, стены оштукатурены, где побелены, где оклеены обоями. Крыша изначально крыта тесом, как на старых фотографиях аналогичных домов в некоторых других деревнях данной местности. Однако, прохудившуюся крышу в трудные времена вынужденно перекрыли соломой, позднее дранкой. Вероятно предположить, что во времена крепостного права дом мог быть помещичьим, либо домом управляющего, позднее – может быть, куплен зажиточным крестьянином.
Сейчас лесные заросли вплотную подбираются к домам, поля вокруг либо уже совсем исчезли, либо съедаются мелколесьем.
Январь 2014

Хорошев Алексей Павлович родился в 1917 г. в д.Китаево Даниловского р-на.
Призван __.10.1938 г. Даниловским РВК Ярославской обл.
Воинское звание: красноармеец. Пропал без вести __.02.1942 г.
Мать: Хорошева Харьесса Васильевна, мать и сестры проживали в д.Китаево

Романов Василий Павлович родился в 1919 г. в д.Китаево Даниловского р-на.
Призван Пудожским РВК Карело-Финской ССР. Последнее место службы: Карельский фр. ОТ.
Воинское звание: красноармеец, служил стрелком. Убит 14.02.1942 г. в районе д.Пигматка КФССР Медвежьегорского р-на, 9 км от п.Повенец.
мать: Романова Ольга Тихоновна.

Батраков Анатолий Васильевич родился в 1922 г. в д.Китаево Даниловского р-на.
Призван Куйбышевским РВК г.Ленинграда. Последнее место службы: 152 отд. танк. бр.
Воинское звание: сержант, служил башенным стрелком. Чл.ВЛКСМ. Пропал без вести 14.02.1943 г.
Мать: Конева Наталья Дмитриевна проживала в д.Китаево.
Тип населенный пункт
Координаты 58°13'46'' с. ш. 40°24'43'' в. д.
Высота над уровнем моря 127 метров
Часовой пояс UTC+4
Солнце (сегодня) Восход - 05:38, Заход - 20:53
Поблизости Антоново, Демьянки, Деревеньки, Ерденево, Завражье, Предтечевское, Ристово, Соть, Тополево, Шилово

Карта

Фотографии

Добавить фото
Фото 1 - 5 из 5

Комментарии

Комментариев пока нет.
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт